Вторник, 07.05.2024, 08:38
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа
Поиск

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

О кафедре

Кафедра современного русского языка была организована в сентябре 1974 года. Первой заведующей кафедрой стала Эра Васильевна Кузнецова (1927 - 1989). Научные интересы Э. В. Кузнецовой во многом определили и сформировали на долгие годы направления научно-исследовательской деятельности кафедры, к которым относятся проблемы семантики, синтаксиса и системной организации русского глагола, а также лексикографическое представление лексико-семантических групп русских глаголов в виде идеографического словаря. Под руководством Э. В. Кузнецовой были защищены одна докторская и 13 кандидатских диссертаций. Большим достижением Э. В. Кузнецовой стали известные в научной среде учебные пособия по спецкурсу "Системные отношения в лексике", а также учебник "Лексикология русского языка", выдержавший два издания (М.: "Высшая школа", 1982, 1989). В рамках разрабатывавшегося кафедрой научного направления сформировался творческий коллектив преподавателей, аспирантов и студентов, известный в научных кругах как проблемная группа "Русский глагол".

С 1992 года и по настоящее время заведующей кафедрой современного русского языка является доктор филологических наук, профессор Л.Г.Бабенко. Она является автором широко известного в вузовских кругах учебника по лингвистическому анализу текста, который выдержал к настоящему времени несколько изданий, является общим редактором и инициатором создания серии принципиально новых для русской лексикографии фундаментальных словарей, а также руководит проблемной группой «Русский глагол», в рамках которой выполнены фундаментальные исследования, которые послужили основанием формирования научной школы, известной как Уральская семантическая школа. Научно-исследовательская деятельность кафедры связана и изучением семантики слова, предложения и текста в русском языке, категоризацией глагольных и именных классов слов, рассмотрением классов слов в свете теории пересекаемости парадигм, описанием денотативного, семантического и концептуального пространств русского глагола и имени, лексикографической параметризацией полученных результатов исследования в словарях нового активного типа. В свете решаемых членами кафедры проблем разрабатываются и диссертационные исследования (под руководством Л. Г. Бабенко защищено 6 докторских диссертации и 22 кандидатских диссертации, под руководством Ю.В.Казарина защищено 3 кандидатских диссертаций).



УРАЛЬСКАЯ СЕМАНТИЧЕСКАЯ ШКОЛА

Основатели научной школы: Кузнецова Эра Васильевна, Бабенко Людмила Григорьевна.

Э.В.Кузнецова работала в Уральском государственном университете им. А.М.Горького 28 лет с небольшим перерывом: c 1952 г. по 1962 г. -  ассистентом, потом старшим преподавателем кафедры русского языка и общего языкознания, в 1968-1974 гг. – доцентом этой же кафедры, с 1974 г. по апрель 1988 г. – профессором, заведующей кафедрой современного русского языка. Э.В.Кузнецова проработала в этой должности  два срока, сумела за это время подготовить более десятка кандидатов наук, сформировать научное направление кафедры, выпустить ряд сборников, создать опыт словаря ЛСГ русских глаголов, сдать в печать коллективную монографию «Лексиско-семантические группы русских глаголов» и учебный словарь-справочник ЛСГ русских глаголов. Ею были написаны и изданы учебник по лексикологии и учебное пособие «Язык в свете системного подхода».

Профессор Э. В. Кузнецова активно работала как в сфере разработки общей теории системной организации лексики, в первую очередь глагольной, в исследовании природы лексических множеств, так и в области практического применения теории, связанной с процедурой выявления состава лексико-семантических объединений слов разного ранга. Именно этой проблеме - разработке методики ступенчатой идентификации лексических значений глаголов, призванной выявлению базовых идентификаторов, на основе которых формируются лексико-семантические группы слов, – уделяла большое внимание Э.В.Кузнецова.  Она предложила методику ступенчатой идентификации, которая послужила основанием выделения лексико-семантических групп русских глаголов.

Именно в конце семидесятых годов ХХ в. на кафедре под руководством Э.В.Кузнецовой начала работать проблемная группа «Русский глагол», состоявшая из первых ее аспирантов, уже защитивших или готовивших диссертации к защите. Итогом этой общей работы стали учебный словарь-справочник «Лексико-семантические группы русских глаголов» и монография с аналогичным названием, подготовленные под руководством Э.В.Кузнецовой и вышедшие из печати уже после ее ухода из жизни в 1988 г. Эти издания имели огромное научное значение для ученых-лингвистов, вузовских преподавателей и были очень актуальны и значимы для своего времени, особенно в аспекте разработки теории и практики новых для лексикографии идеографических (семантических) словарей.

В 1988 г. проблемную группу «Русский глагол» возглавила Л.Г.Бабенко, которая работает в Уральском государственном университете им. А.М.Горького с сентября 1970 г. Начинала работать как лаборант кафедры, с 1974г.- ассистент кафедры современного русского языка, с 1982 г. -  доцент, а с 1992 – профессор, заведующий кафедрой современного русского языка.

Л.Г.Бабенко постаралась сделать все возможное для сохранения и дальнейшего  развития кафедры и научного направления, сформировавшегося под руководством Э.В.Кузнецовой, а также для активизации и продолжения работы проблемной группы, которая впоследствии благодаря научным публикациям кафедры современного русского языка приобрела известность далеко за пределами г. Екатеринбурга и России и фактически стала основой сформировавшейся Уральской семантической школы.

Научные интересы Л.Г.Бабенко связаны не только с исследованием глагольной семантики и глагольной лексики, но и со специальным изучением лексики эмоций и эмотивной семантики, синтаксической семантики и проблемам ее синтаксического моделирования, с лингвистическим анализом художественного текста, с рассмотрением вопросов лексикографической  параметризации лингвистических данных в разных типах словарей, с разработкой концепций активных словарей нового типа и их внедрением в конкретные лексикографические издания. Естественно, что это сказалось и на развитии проблематики научных исследований в рамках Уральской семантической школы.

Авторский коллектив Уральской семантической школы продолжал и продолжает заниматься развитием идеографической лексикографии в теоретическом и практическом аспектах, но  уже с учетом новых научных парадигм и методологий исследования, появившихся в последнее десятилетие ХХ в.

В конце ХХ в. возникла потребность создания принципиально новых словарей, совмещающих в себе принципы толковых и идеографических словарей. Идея подобного толково-идеографического словаря, созданного на понятийной основе, в течение последних двадцати лет была предметом разработки и научных изысканий участников Уральской семантической школы. К настоящему времени эта идея реализована в ряде лексикографических проектов. Основное внимание при этом уделялось разработке общей концепции  толковых идеографических словарей различных по лексико-грамматической природе семантических классов слов, их макроструктуры, способов толкования типовой семантики групп слов, моделированию структуры дефиниции  каждого отдельного слова в составе одной семантической группы слов. Эти вопросы решались в рамках приоритетной для Уральской семантической школы темы «Идеографическая лексикография: новые типы словарей и их роль в сохранении национального языка и национальной культуры». Первым толково-идеографическим словарем, созданным авторским коллективом школы и изданным в 1999 г., стал «Толковый словарь русских глаголов: идеографическое описание, английские эквиваленты, синонимы, антонимы». В эти же годы были опубликованы фундаментальные монографии, посвященные теоретическому осмыслению теории лексико-семантических групп слов, их пересекаемости, особенностям отображения  процессуально-событийного мира в денотативном, семантическом и концептуальном пространстве русского глагола.

В период конца ХХ – начала ХХ1 века участники Уральской семантической школы не только решали новые актуальные научные проблемы, но и последовательно расширяли объект исследования: после глаголов в идеографическом аспекте были рассмотрены русские существительные, прилагательные и синонимы.  Были  разработаны новые принципы выделения лексических множеств в составе этих классов слов.

Предметом рассмотрения являлись не только вопросы семантики слова и системной организации  лексики, но и  семантика предложения, семантика художественного текста. Например, большое научное значение имела разработка темы «Семантическая организация предложения: лексико-семантические группы глаголов и семантические модели предложений», результатом которой явилось создание «Экспериментального синтаксического словаря: Русские глагольные предложения» (М.,Наука-Флинта, 2004 г.), который в 2009 г. был размещен на Интернет-портале Института Русского языка РАН (slovari.ru).

Расширялся не только объект исследования, но и спектр аспектов его рассмотрения: семантика стала изучаться в пространственном  измерении (денотативное, лексико-семантическое и концептуальное пространства), в антропологическом аспекте (особенности репрезентации национальной картины мира, её фрагментов), в когнитивном освещении (когнитивное моделирование ментальной сущности концепта; когнитивное моделирование семантики многозначного слова; когнитивное моделирование концептуального пространства русского глагола и др.).Под руководством Л.Г.Бабенко защищено семь докторских и 24 кандидатских диссертаций, под руководством Ю.В.Казарина – 5 кандидатов наук, под руководством Н.А.Дьячковой – 2 кандидата наук. Четыре доктора наук (М.Л.Кусова, Ю.В.Казарин, А.М.Плотникова, Н.А.Дьячкова) и  6   кандидатов наук (Т.М.Воронина, М.Ю.Мухин, И.К.Мухина, М.В.Дудорова, М.В.Слаутина, Г.Е.Гуляева) работают в УрГУ и составляют основное творческое ядро Уральской научной школы. В своих индивидуальных исследованиях они в теоретическом аспекте рассматривали  и рассматривают ключевые проблемы современной лингвистической семантики, принимали и принимают активное участие в написании словарных статей для разных словарей, созданных и создаваемых на кафедре современного русского языка, являются сегодня опытными и известными лингвистами-лексикографами. В настоящее время Уральская семантическая школа получила серьезные, отличающиеся принципиальной новизной и оригинальностью научные результаты, которые получили высокую оценку и признание современного лингвистического сообщества.

В качестве основных теоретических достижений в сфере фундаментальных исследований лингвистической семантики можно отнести следующее:

1. Осуществлено полное идеографическое (понятийное) описание различных знаменательных классов русских слов: глаголов, существительных, прилагательных. На основе синопсиса, т.е. свода идеографических классификаций русской лексики, выявлены  естественные категории разного ранга (суперкатегории, базовые, частные категории и др.), формирующие русскую языковую картину мира. Впервые подобное, особо значимое для антропологической лингвистики представление о русской языковой картине мира основано на объективных языковых данных, выведено из лексической семантики различных лексико-семантических классов слов.

2. На основе данных идеографических словарей синонимов, созданных членами Уральской семантической школы, получено представление о наиболее значимых для русского национального сознания фрагментах языковой картины мира, получивших множественную номинацию синонимическими рядами слов.

3. Разработана общая теория принципиально новых для лексикографии словарей активного типа (толкового идеографического словаря русских глаголов, существительных, синонимов русской речи, словаря-тезауруса русских прилагательных, словаря-тезауруса русских синонимов, экспериментального синтаксического словаря русских глагольных предложений), которые реализованы в  серии опубликованных словарей.

4. Разработаны концепции идеографических словарей различных категориально-грамматических классов слов (различных частей речи), опирающихся на созданную общую теорию подобных словарей и в то же время имеющих существенные различия в принципах семантической классификации лексики, обусловленные их грамматической природой.

5. Особое значение также имеет уникальная модель лексикографического описания русских синонимов, которая касается как разработки общей концепции словаря, так и структуры словарной статьи. Впервые в лексикографии синонимические ряды в словаре  рассматриваются не по алфавиту, а в составе идеографических групп, выражающих общее понятие.  В структуре словарной статьи внедрены принципиально новые параметры описания синонимических рядов, никогда ранее не использовавшиеся в лексикографии синонимов.

6. Разработана концепция Словаря ключевых концептов русского языка, формирующих концептосферу русского языка, опубликованная в  Проспекте этого словаря (Екатеринбург, 2010 г.). В нем также описана его макроструктура (общая структура словаря в целом) и микроструктура (структура словарной статьи отдельного концепта).

7. Материалы созданных идеографических словарей позволили выявить закономерности системной организации русской лексики, позволили обнаружить сложные по семантике слова, отражающие явление пересекаемости и взаимодействия различных по природе лексических классов. На материале созданных словарей удалось рассмотреть семантику слова в когнитивном освещении и выявить базовые концепты в русской языковой картине мира, осуществить когнитивное моделирование глагольной многозначности.

8. Впервые в русистике в полном объеме выделены семантические модели русских глагольных предложений, что имеет огромное теоретическое и практическое значение. Все семантические модели описаны по одному алгоритму, включающему следующие параметры:   типовая семантика, структура семантической модели, базовые глаголы-предикаты, основные лексические репрезентанты модели, регулярные варианты базовой модели: основные, совмещенные, ассоциативно-образные.

9. Осуществлено комлексное лингвистическое исследование природы художественного текста, в том числе поэтического. Разработаны принципы и аспекты его анализа.  Изучена семантика художественного текста в пространственном измерении: выявлены особенности денотативного, концептуального и эмотивного пространств художественного текста, их компонентная структура, предложена модель их анализа.

В настоящее время Уральская семантическая школа признана  как в России, так и за рубежом. Признанием школы является и то, что кафедра современного русского языка является активным участником разработки академической лексикографической программы общенационального значения - «СЛОВАРИ XXI ВЕКА», инициаторами создания и кураторами которой являются Институт русского языка имени В.В.Виноградова Российской академии наук и издательство «АСТ-ПРЕСС КНИГА». Основу программы составляют фундаментальные словари, создаваемые в Российской академии наук и в российских вузах. Словари программы не имеют аналогов в современной лексикографии, они создаются на основе новейших лингвистических исследований, отражают активные процессы и изменения, происходящие в русском языке в последние десятилетия.  Большое место среди изданий, выпускаемых в рамках программы «СЛОВАРИ XXI ВЕКА», занимают идеографические словари, созданные членами Уральской семантической школы и изданные в серии «Фундаментальные словари»: «Большой толковый словарь русских существительных» (2005), «Большой толковый словарь русских глаголов» (2007), «Словарь-тезаурус синонимов русской речи» (2008), «Большой толковый словарь синонимов русской речи» (2009). Эти словари являются принципиально новыми для русской лексикографии. Они получили высокую оценку у специалистов, что подтверждается многочисленными рецензиями, активным использованием этих словарей в различных научных исследованиях и учебном процессе. Сегодня эти словарные издания получили широкую известность в России и за рубежом и распространяются по российским школьным и вузовским библиотекам. Можно говорить об активном внедрении данных словарей в процесс школьного и вузовского образования, в процесс преподавания русского языка как родного, так и русского языка как иностранного.

Учебник Л. Г. Бабенко «Филологический анализ текста: Основы теории, принципы и аспекты анализа» рекомендован УМО по филологическим наукам в качестве обязательного  для изучения соответствующей дисциплины. Учебный комплекс с грифом Минобразования РФ, состоящий из учебника Л. Г. Бабенко «Лингвистический анализ текста» и практикума по лингвистическому анализу текста, написанного в соавторстве Л. Г. Бабенко и Ю. В. Казариным, выдержал 7 изданий, начиная с 2002 г.

Члены коллектива научной школы регулярно принимают участие в международных, российских и региональных конференциях, а также активно участвуют  в организации научных конференций. Всего за последние двадцать лет было проведено более 30 конференций. Большое значение для подготовки молодых ученых-лексикографов имела проведенная кафедрой современного русского языка УрГУ в 2002 г. Международная научная школа для молодых ученых «Новые типы словарей и их роль в сохранении языка и национальной культуры». Для чтения лекций были приглашены ведущие ученые-теоретики и практики лексикографии: член-корр. РАН Ю.Н.Караулов (Институт русского языка), д.ф.н., проф. Е.С.Кубрякова (Институт языкознания РАН), профессор Х.Томмола (Финляндия), проф. В.В.Дубичинский (Украина), проф. Б.Ю.Норман (Беларусь), проф.О.Г.Гецова (МГУ) и мн. др. ученые.

Научно-исследовательская работа Уральской семантической школы поддерживалась более чем 20 грантами от различных научных фондов и организаций в числе которых Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ), Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ), Институт «Открытое общество», Международный фонд «Культурная инициатива»; различные научные программы Минобразования и науки: Федеральная целевая программа «Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки»; научные программы «Университеты России»;  «Развитие научного потенциала высшей школы»; Гранты Президента РФ молодым ученым – кандидатам наук (А. М. Плотникова, М. Ю. Мухин, М. В. Дудорова) и др.

Отдельные члены коллектива Уральской семантической школы, а также научные труды этой школы удостаивались разного рода наград и премий. Л. Г. Бабенко  - «Заслуженный деятель науки     Российской Федерации», «Почетный работник высшего профессионального образования». За большой личный вклад в развитие отечественной филологической науки Бабенко Л. Г. награждена Дипломом Российского государственного научного фонда (РГНФ). Профессор Ю. В. Казарин - «Почетный работник высшего профессионального образования» (2009 г.).

Коллектив авторов-составителей "Толкового словаря глаголов" в 1999 г. был награжден Премией Ученого совета университета за лучшую научную работу, а в 2009 году авторы-составители «Большого толкового словаря русских существительных», «Словаря-тезауруса синонимов русской речи» и «Большого толкового словаря синонимов русской речи» также были награждены премией Ученого совета Уральского государственного университета.

В 2004 году Бабенко Л. Г. и Казарин Ю. В. были награждены Премией Ученого совета университета за лучшую методическую работу (учебный комплекс "Филологический анализ художественного текста"). Почетной грамотой конкурса «Книга года» в номинации «Учебник» награжден учебный комплекс Л. Г. Бабенко и Ю. В. Казарина «Филологический анализ текста» (М.: Академический проект, 2004). Также дипломом Фонда развития отечественного образования награждены Бабенко Л.Г., Казарин Ю.В. – лауреаты конкурса на лучшую научную книгу 2005 г. среди преподавателей высших учебных заведений.