Учебники
В учебном пособии излагаются основные положения когнитивной семантики – современного и активно развивающегося направления когнитивной науки, рассматриваются ее источники, этапы формирования, методы, основные категории и ключевые понятия. Особое внимание уделяется процессам языковой концептуализации и категоризации мира в значениях слов. На примере семантики русских глаголов показано влияние когнитивных процессов на формирование значения и организацию внутрисловных и межсловных семантических парадигм.
Для студентов и аспирантов филологических направлений и специальностей и всех интересующихся проблемами когнитивной лингвистики.
Плотникова А. М. Когнитивные аспекты изучения семантики (на материале русских глаголов): учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2006. 140 с.
В пособии излагаются основные положения когнитивной семантики, рассматриваются её источники, этапы формирования, методы, основные категории и ключевые понятия. В работе раскрывается влияние когнитивных процессов на становление семантической структуры многозначных глаголов. В адаптированном для учебного процесса виде представлены результаты исследования когнитивных механизмов семантической деривации глаголов. В приложениях даны модель и образцы когнитивного анализа семантики русских глаголов, задания и вопросы.
Для студентов и аспирантов филологических специальностей и всех интересующихся проблемами когнитивной лингвистики.
Казарин Ю. В. Просодия: учеб. пособие. Екатеринбург: ИД «мАрАфон», 2007. 156 с.
Книга о просодии – это не учебник и не справочник, а свод сведений о стихосложении, необходимых тому, кто не может жить без поэзии – без сочинительства и постоянного чтения стихов. Книга включает в себя также краткий поэтологический словарь.
Дьячкова Н. А. Сложносочиненное предложение в современном русском языке и его изучение в вузе и школе: учеб. пособие. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т., 2006. 81 с.
Учебное пособие содержит подробное освещение теории сложносочиненного предложения в русистике, современную типологию сложносочиненного предложения; включает серию упражнений и перечень тем для рефератов. Адресовано студентам-лингвистам, аспирантам и преподавателям высших учебных заведений.
Практикум представляет собой первый опыт комплексного филологического анализа художественного текста в структурном, семантическом и функциональном аспектах. В нем имеются задания, связанные с теоретическим осмыслением природы текста его основных категорий и свойств, система упражнений, схемы и образцы анализа, вопросы для самопроверки.
Бабенко Л. Г. Филологический анализ текста.
Основы теории, принципы и аспекты анализа: учебник для вузов. М.: Академический
Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004. 464 с. (гриф Минобразования РФ).
В
учебнике освещены принципы и аспекты изучения текста, систематизированы и
обобщены основные проблемы теории текста: научные направления его изучения,
проблемы взаимодействия текста и культуры, жанрово-речевая структура текста,
основные его единицы, категории и свойства. Автор предлагает концепцию
комплексного филологического анализа художественного текста на лингвистической
основе с учетом его семантической, структурной и коммуникативной организации.
Учебник содержит не только теоретический материал, но и практические
рекомендации, направленные на совершенствование методики филологического
анализа текста.
Для студентов и аспирантов филологических специальностей
университетов и педагогических институтов, для учителей-словесников, а также для
всех, кто интересуется теорией текста и его анализом.
Учебный комплект представляет собой первый опыт комплексного многоаспектного рассмотрения текста на основе анализа его семантической, структурной и коммуникативной организации в теоретическом освещении и практическом преломлении. Учебный комплект состоит из двух частей - учебника и практикума. Практикум содержит задания, связанные с теоретическим осмыслением природы текста, его основных категорий и свойств, типологических разновидностей, а также систему упражнений, схемы и образцы лингвистического анализа и вопросы для самопроверки.
Учебник и практикум ориентированы прежде всего на преподавателей высших учебных заведений и студентов-филологов. В то же время многоаспектность рассмотрения текста с учетом последних достижений в осмыслении его природы позволяет расширить круг его пользователей, к которым можно отнести и преподавателей средней школы, лицеев и колледжей с гуманитарным уклоном.
Казарин Ю. В. Проблемы фоносемантики
поэтического текста: учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2000. 172
с.
Учебное
пособие посвящено исследованию природы фонетических значений в лингвистическом,
психолингвистическом и текстовом аспектах. В работе рассматриваются вопросы о
статусе фонетических знаков языка, речи и текста, а также выявляются
особенности фонетического смыслообразования и смысловыражения в поэтическом
тексте.
Учебник освещает основные вопросы теории лингвистики текста и практики лингвистического анализа художественного текста. В нем систематизированы общие проблемы изучения текста как объекта лингвистики: аспекты и направления его изучения, место текста в системе языка, в речевой деятельности и культуре, основные категории и свойства текста, единицы текста. В учебнике предложена модель комплексного анализа художественного текста с учетом его семантической, структурной и коммуникативной организации. В качестве специального предмета рассматриваются особенности лингвистического анализа поэтического текста и особенности анализа авангардного текста.
Для студентов и аспирантов филологических специальностей университетов и педагогических институтов, для учителей-словесников, а также для всех интересующихся лингвистическим анализом художественного текста.
В учебном пособии по спецкурсу «Обозначение эмоций в языке и речи» исследована глагольная лексика, участвующая в изображении чувств персонажей в художественном тексте. В основу описания положена модель функционального анализа, позволяющая выявить и первичные, и вторичные предикаты чувств. Наблюдения проводятся на материале текстов русской литературы, специально рассмотрена глагольная лексика эмоций в текстах А.П. Чехова, А. Платонова, В. Шукшина.
Пособие предназначено для студентов филологического факультета всех форм обучения, аспирантов, учителей русского языка и литературы.
Допущено Государственным комитетом СССР по народному образованию в качестве учебного пособия для студентов филологических специальностей университетов. В пособии дается общая характеристика объекта и предмета лексикологии, определяются основные аспекты изучения словарного состава языка - социолингвистический и системно-семасиологический. Отдельный раздел посвящен русской фразеологии, которая рассматривается как специфическая часть словарного состава языка.
Во второе издание (1-е – 1982 г.) введен материал о социолингвистической систематизации лексики русского языка, варьировании фразеологизмов, однозначных и многозначных слов, о типах семантической характеристики слова.
В учебном пособии по спецкурсу «Русская лексика как система» изложены основные вопросы системно-семантической организации лексики русского языка. На большом фактическом материале рассмотрены основные виды системных отношений в лексике (парадигматические, синтагматические, вариантные) и методы их анализа.
Пособие предназначено для студентов филологического факультета всех форм обучения.