Вторник, 07.05.2024, 08:05
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа
Поиск

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Учебники



Плотникова А. М. Когнитивная семантика: учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2008. 180 с.

В учебном пособии излагаются основные положения когнитивной семантики – современного и активно развивающегося направления когнитивной науки, рассматриваются ее источники, этапы формирования, методы, основные категории и ключевые понятия. Особое внимание уделяется процессам языковой концептуализации и категоризации мира в значениях слов. На примере семантики русских глаголов показано влияние когнитивных процессов на формирование значения и организацию внутрисловных и межсловных семантических парадигм.

 Для студентов и аспирантов филологических направлений и специальностей и всех интересующихся проблемами когнитивной лингвистики.





Плотникова А. М. Когнитивные аспекты изучения семантики (на материале русских глаголов): учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2006. 140 с.

В пособии излагаются основные положения когнитивной семантики, рассматриваются её источники, этапы формирования, методы, основные категории и ключевые понятия. В работе раскрывается влияние когнитивных процессов на становление семантической структуры многозначных глаголов. В адаптированном для учебного процесса виде представлены результаты исследования когнитивных механизмов семантической деривации глаголов. В приложениях даны модель и образцы когнитивного анализа семантики русских глаголов, задания и вопросы.

Для студентов и аспирантов филологических специальностей и всех интересующихся проблемами когнитивной лингвистики.




Казарин Ю. В. Просодия: учеб. пособие. Екатеринбург: ИД «мАрАфон», 2007. 156 с.

Книга о просодии – это не учебник и не справочник, а свод сведений о стихосложении, необходимых тому, кто не может жить без поэзии – без сочинительства и постоянного чтения стихов. Книга включает в себя также краткий поэтологический словарь.













Дьячкова Н. А. Сложносочиненное предложение в современном русском языке и его изучение в вузе и школе: учеб. пособие. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т., 2006. 81 с.

Учебное пособие содержит подробное освещение теории сложносочиненного предложения в русистике, современную типологию сложносочиненного предложения; включает серию упражнений и перечень тем для рефератов. Адресовано студентам-лингвистам, аспирантам и преподавателям высших учебных заведений.










Бабенко Л. Г., Казарин Ю. В. Филологический анализ текста: практикум. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004. 400 с. (гриф Минобразования РФ).

Практикум представляет собой первый опыт комплексного филологического анализа художественного текста в структурном, семантическом и функциональном аспектах. В нем имеются задания, связанные с теоретическим осмыслением природы текста его основных категорий и свойств, система упражнений, схемы и образцы анализа, вопросы для самопроверки.






Бабенко Л. Г. Филологический анализ текста. Основы теории, принципы и аспекты анализа: учебник для вузов. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004. 464 с. (гриф Минобразования РФ).

В учебнике освещены принципы и аспекты изучения текста, систематизированы и обобщены основные проблемы теории текста: научные направления его изучения, проблемы взаимодействия текста и культуры, жанрово-речевая структура текста, основные его единицы, категории и свойства. Автор предлагает концепцию комплексного филологического анализа художественного текста на лингвистической основе с учетом его семантической, структурной и коммуникативной организации. Учебник содержит не только теоретический материал, но и практические рекомендации, направленные на совершенствование методики филологического анализа текста.

Для студентов и аспирантов филологических специальностей университетов и педагогических институтов, для учителей-словесников, а также для всех, кто интересуется теорией текста и его анализом.


Бабенко Л. Г., Казарин Ю. В. Лингвистический анализ художественного текста. Теория и практика / Учебник Л. Г. Бабенко, Практикум Л. Г. Бабенко, Ю. В. Казарин. М.: Флинта: Наука, 2002–2009. 496 с. (гриф Минобразования РФ).

Учебный комплект представляет собой первый опыт комплексного многоаспектного рассмотрения текста на основе анализа его семантической, структурной и коммуникативной организации в теоретическом освещении и практическом преломлении. Учебный комплект состоит из двух частей - учебника и практикума. Практикум содержит задания, связанные с теоретическим осмыслением природы текста, его основных категорий и свойств, типологических разновидностей, а также систему упражнений, схемы и образцы лингвистического анализа и вопросы для самопроверки.

Учебник и практикум ориентированы прежде всего на преподавателей высших учебных заведений и студентов-филологов. В то же время многоаспектность рассмотрения текста с учетом последних достижений в осмыслении его природы позволяет расширить круг его пользователей, к которым можно отнести и преподавателей средней школы, лицеев и колледжей с гуманитарным уклоном.



Казарин Ю. В. Проблемы фоносемантики поэтического текста: учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2000. 172 с.

Учебное пособие посвящено исследованию природы фонетических значений в лингвистическом, психолингвистическом и текстовом аспектах. В работе рассматриваются вопросы о статусе фонетических знаков языка, речи и текста, а также выявляются особенности фонетического смыслообразования и смысловыражения в поэтическом тексте.








Бабенко Л. Г., Васильев И. Е., Казарин Ю. В. Лингвистический анализ художественного текста: учебник для вузов по спец. «Филология». Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2000. 534 с.

Учебник освещает основные вопросы теории лингвистики текста и практики лингвистического анализа художественного текста. В нем систематизированы общие проблемы изучения текста как объекта лингвистики: аспекты и направления его изучения, место текста в системе языка, в речевой деятельности и культуре, основные категории и свойства текста, единицы текста. В учебнике предложена модель комплексного анализа художественного текста с учетом его семантической, структурной и коммуникативной организации. В качестве специального предмета рассматриваются особенности лингвистического анализа поэтического текста и особенности анализа авангардного текста.

Для студентов и аспирантов филологических специальностей университетов и педагогических институтов, для учителей-словесников, а также для всех интересующихся лингвистическим анализом художественного текста.


Бабенко Л. Г. Обозначение эмоций в языке и речи (на материале глагольной лексики): учеб. пособие. Свердловск: УрГУ, 1986. 100 с.

В учебном пособии по спецкурсу «Обозначение эмоций в языке и речи» исследована глагольная лексика, участвующая в изображении чувств персонажей в художественном тексте. В основу описания положена модель функционального анализа, позволяющая выявить и первичные, и вторичные предикаты чувств. Наблюдения проводятся на материале текстов русской литературы, специально рассмотрена глагольная лексика эмоций в текстах А.П. Чехова, А. Платонова, В. Шукшина.

Пособие предназначено для студентов филологического факультета всех форм обучения, аспирантов, учителей русского языка и литературы.




Кузнецова Э. В. Лексикология русского языка: учеб. пособие для филол. фак. ун-тов. М.: Высшая школа, 1982; 1989. 216 с.

Допущено Государственным комитетом СССР по народному образованию в качестве учебного пособия для студентов филологических специальностей университетов. В пособии дается общая характеристика объекта и предмета лексикологии, определяются основные аспекты изучения словарного состава языка - социолингвистический и системно-семасиологический. Отдельный раздел посвящен русской фразеологии, которая рассматривается как специфическая часть словарного состава языка.

Во второе издание (1-е – 1982 г.) введен материал о социолингвистической систематизации лексики русского языка, варьировании фразеологизмов, однозначных и многозначных слов, о типах семантической характеристики слова.


Кузнецова Э. В. Русская лексика как система. Свердловск, 1980.

В учебном пособии по спецкурсу «Русская лексика как система» изложены основные вопросы системно-семантической организации лексики русского языка. На большом фактическом материале рассмотрены основные виды системных отношений в лексике (парадигматические, синтагматические, вариантные) и методы их анализа.

Пособие предназначено для студентов филологического факультета всех форм обучения.